15 ноября 2016 г.

Седьмой Всероссийский конкурс «Воспитатель года России 2016года»


Седьмой Всероссийский конкурс «Воспитатель года России 2016года» полон новшеств и экспериментов. Одно из нововведений было заготовлено для третьего (очного) тура. Впервые десять лауреатов конкурса читали публичные лекции на актуальные для системы дошкольного образования темы. Темы участники выбирали не по своей воле, они достались им по жребию накануне. Готовясь к лекции, лауреаты все время держали в голове, что выступление их должно быть весьма емким – всего 13 минут, семь минут было отведено на вопросы Большого жюри.
Первой лекцию на тему «Компетентностная модель современного педагога дошкольного образования» выпало прочитать Юлии Викторовне Федяковой из Московской области. Юлия Викторовна решила прибегнуть к помощи коллег – опросила их, какие компетенции сформировалось у конкурсантов в ходе состязания на первом и втором турах? А по поводу третьего тура воспитатель обратилась даже к жюри…

Москвичка Юлия Галимжановна Новоселова говорила о преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС дошкольного образования. Воспитатель объяснила, что она понимает под преемственностью (согласованность, сохранение основных целей, задач), сделала акцент на том, что в основе преемственности – целевые ориентиры, сказала о том, какие личностные и метапредметные универсальные действия соответствуют ориентирам. А затем остановилась на практической реализации преемственности.
«Современные формы и содержание повышения квалификации педагогических работников дошкольной образовательной организации. Мнения, предложения, перспективы», — на эту тему размышляла учитель-логопед из Свердловской области Светлана Масалкина. Для начала она предложила задуматься, зачем вообще нужно повышать квалификацию. Затем разделила профессиональные траектории развития педагога ДОО на внешнюю и внутреннюю. Внешняя – это заказ государства и общественности. Внутренняя — личностные потребности развития педагогов. Есть традиционные и нетрадиционные формы обучения… Наиболее экономной формой повышения квалификации Светлана Сергеевна считает вариант, когда один педагог повышает квалификации, возвращается в коллектив и передает знания коллегам.
Непростая тема досталась Екатерине Викторовне Седельской из Санкт-Петербурга: «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации. Как ценить и оценивать качество дошкольного образования?». В понятие «качество детского сада» входят многие составляющие – и безопасность, и чистота, и вкусное, полезное питание, и многое другое. Немаловажный компонент – качество взаимодействия со взрослыми — добрыми, увлеченными, профессиональными педагогами. И еще очень важно, чтобы воспитатель улыбался детям.
«Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?» — над этим вопросов, думается, бьется не один воспитатель. Для Анны Давыденко из Ставропольского края он стал темой лекции. «Значение детства мы можем объяснить с позиции взрослого. Но почти каждый ребенок уверен, что взрослые его не понимают», — напомнила Анна Михайловна. Она уверена, что только на первый взгляд невозможно соединить ключевые компетенции, необходимые ребенку в школе, и самоценность детства. «Невозможное возможно». А поможет сотрудничество, когда цель педагога совпадает с целью ребенка. «Я верю в чудо сохранения детства. А вы верите?».
Учителю-логопеду Екатерине Николаевне Смалевой из Рязанской области по воле жребия досталась тема «Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и решения». Она говорила о проблемах – отсутствии полноценной нормативно-правовой базы, опыта и знаний у воспитателей, неготовности родителей здоровых детей допустить особого ребенка в группу… «Давайте будем работать, поможем детям понять, что они не одиноки», — призвала Екатерина Николаевна.
«Какие условия необходимы для того, чтобы дети полноценно проживали детство и при этом готовились к школе?». На этот вопрос отвечала в своей лекции музыкальный руководитель из Кировской области Ольга Зырянова. Подготовка действительно нужна, считает Ольга Сергеевна. Иначе ребенку сложно будет совершить переход от дошкольного детства, в котором его просто любили и не оценивали, к школе, где у него появляется новая социальная роль. Ребенку необходимо осваивать различные виды деятельности, учиться самостоятельно действовать и проверять себя, почувствовать себя значимым для окружающих.
Наталия Вадимовна Склярова из Калининградской области говорила о вовлечении родителей в образовательный процесс, которого требует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. «Семью не может заменить ни один социальный институт общественного воспитания», — с этим утверждением конкурсантки все были согласны. А также с тем, что необходимо создать содружество «родители – дети – педагоги». Наталия Владимировна привела конкретные примеры — формы привлечения мам и пап в ее собственной дошкольной организации: родительский клуб, родительские мастер-классы, совместные праздники и так далее.

«Новые профессиональные задачи воспитателя ДОО. Что изменил профессиональный стандарт?», — один из самых актуальных сегодня вопросов, который достался новосибирскому воспитателю Елене Жарковой. Елена Александровна уверена, что только современный педагог может воспитать современного ребенка. В список задач современного воспитателя входит умение работать с различными категориями детей, реализовывать деятельностный подход, создавать возможности для развития свободной игры детей, планировать работу с ребятишками с учетом их индивидуальных особенностей.
Финальное выступление досталось Анне Павловне Семеновой, педагогу дополнительного образования из Республики Саха (Якутия). Развивая тему «Актуальные направления развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», Анна Павловна напомнила о пяти основных направлениях развития малышей и отметила, что в каждом регионе важно учитывать свои особенности — климатические, демографические, культурные и так далее. Педагог рассказала о республиканских проектах, которые помогают практической реализации физического, художественно-эстетического, речевого, познавательного, социально-коммуникативного развития дошколят.
Интернет-трансляция публичных лекций вызвала большой интерес у сетевой публики. За полтора часа этого конкурсного испытания было зафиксировано около трех тысяч просмотров. Завтрашнее ток-шоу наверняка вызовет не меньший интерес.
http://2016.vospitatel-goda.ru/?p=955